Дружба делает нас сильнее!

Автор: Край справедливости | Создано 25.07.17

В Твери десятки веков живут в мире множество национальностей. Как и во всей России, у нас представлены более 150 наций, и это, на мой взгляд, делает нас сильнее. О том, как в Твери мирно уживались различные народы, есть множество свидетельств.

Начнем с самых древних времен. Долгое время в научной среде считалось, что первыми поселенцами на нашей земле были финские племена — народы меря и весь. На основании результатов археологических раскопок ученые, хотя и не все, были уверены, что найденные городища и курганы принадлежали финно-угорской культуре. Однако позже эта точка зрения была учеными отставлена в сторону. Теперь исследователи пришли к окончательному выводу, что характерными чертами финских погребений считается, наоборот, отсутствие курганных насыпей, а сами насыпи являются свидетельством присутствия на нашей земле славянских племен, которые и были первыми поселенцами в тверском крае, то есть — нашими далекими предками.

Найдены и другие свидетельства, такие как древняя форма погребения – сожжение: это свойственно именно славянским племенам. Но не вызывает сомнений и тот факт, что финские племена появились почти сразу же после славянских, они были достаточно многочисленны и хорошо развиты. Жили они на незначительных территориях и оставили о себе память в виде разных топонимов. К примеру, принято считать, что и Тверь именно ими была названа, а также Волга, Тверца, Орша, Селигер, Волго, Пено и другие. Эти филологические исследования и были во многом основанием считать их первыми поселенцами, но вот археологи доказательно опровергли это мнение. На мой взгляд, это убедительно. Очевидно и другое, что наши предки вместе с финскими племенами принимали участие в создании русского государства на северо-востоке Руси. С тех пор мы научились мирно жить со многими народами. Даже несмотря на почти трёхсотлетнее иго. Напомним, что именно тверская рать под руководством Михаила Тверского впервые разбила татаро-монгол, именно Тверь в 1327 году подняла восстание против татар и начала освободительную борьбу. После освобождения Руси и Твери к татарам, конечно, было поначалу сложное отношение как к захватчикам, несмотря на то, что они жили больше в Орде и не заселялись массово в русские города. Народ считал их врагами, но вскоре русские поладили с остатками татаро-монгол и даже много семей создалось смешанных, а после присоединения Казани к Руси и вовсе народы смирились друг с другом. Пожалуй, единственным отличием оставалось вероисповедание. Тверь православная, конечно, не очень воспринимала ислам, но со временем совместные браки и эту грань стерли. С тех пор мы живем в мире, что не мешает нам иметь разные взгляды и исповедовать православие. Для справки, сейчас в Твери проживает вместе с нами 16 национальностей. Русских 93%, а дальше: украинцы (хотя, на мой взгляд, это русские с другим паспортом) ~ 1,4%, армяне ~ 0,7%, карелы ~ 0,6%, татары ~ 0,3%, белорусы ~ 0,4%, азербайджанцы ~ 1,4%, цыгане ~ 0,3%, узбеки ~ 0,4%, таджики ~ 0,3%, далее чуваши, чеченцы, молдаване, евреи, немцы, мордва, грузины ~ 2,3% все вместе. Не могу ручаться за точность этих цифр, но в целом сочетание такое. Первые армяне стали приезжать после событий в Турции в 1915 году. Азербайджанцы гораздо позже. Как известно, при царе такой миграции не было, а вот при советской власти, конечно, стали приезжать специалисты из разных республик: и студенты, конечно, многие из них оставались здесь семьями, много узбеков приехало в то время, да и основная масса была из студентов. После распада стали активно приезжать азербайджанцы, чуть позже таджики и узбеки качестве рабочей силы. И сейчас в нашей великой Твери мирно уживаются 16 национальностей, при этом, на мой взгляд, взаимно обогащая культуру друг друга. В Твери большинство исповедуют православие, затем ислам и иудейскую веру. Всё это помогает нам узнать друг друга лучше, да и в быту мы становимся понятнее друг для друга. Надеюсь, что знание истории взаимодействия народов поможет нам вместе вернуть былое величие Твери.

Андрей БОРИСЕНКО,
кандидат филологических наук, руководитель общественного движения «Родной город»