Народ в России издавна разделял Родину и государство. Порой это заставляет всерьёз задуматься — ведь по сути это является одним из признаков сильного расслоения общества. Однако есть и ещё более неприятная тенденция — всё чаще можно встретить людей, которые ненавидят не только государство как институт власти, но и страну в целом. Я не зря назвал этот процесс манкуртизацией общества: «манкуртами»* таких людей называет в том числе Владимир Соловьёв, известный журналист и публицист.
Манкурт стесняется своего российского происхождения, всячески старается выискать в своём генеалогическом древе предков иной национальности, выходцев из других стран. Он редко называет свою страну Россией, чаще «Рашкой» или «этой страной». Да, возможно, что те же украинцы и казахи, а также некоторые народы России нередко перегибают палку, когда речь идёт о национальном самосознании и самобытной культуре. И тем не менее, в этом есть рациональное зерно. Ведь манкурт не хочет ничего менять, у него постоянно виноват кто-то другой. Мусорить на улицах и на природе — это нормально, ведь «остальные те ещё свиньи, от моей бумажки/пакетика/окурка грязнее не станет». Смеяться над людьми в национальных костюмах, хаять всё российское по принципу «не читал/не смотрел, но осуждаю заранее» — это типичное поведение для манкурта.
Никто не призывает быть ура-патриотом, это тоже крайность. Но и о том, что мы частенько стали бросаться из крайности в крайность, тоже стоит задуматься. Ведь вслед за непредсказуемым прошлым измениться может и будущее. А какое будущее у общество, которое искренне ненавидит то, что дали ему предки? Мне сразу вспомнилась девушка из Рязани, которая в комментариях к одной из статей огульно «развенчивала» историю, которая, мол, современному человеку не нужна, так как «в двадцатом веке уже всё было изучено».
Очень неприятно осознавать, что таких людей становится всё больше и больше. Не только таких, кто не считается с памятью предков, но и тех, кто считает свою культуру чем-то ущербным и низким. Сюда же можно отнести и такую категорию граждан, которые с трудом могут назвать хотя бы с десяток российских городов, а многочисленные курорты для них сливаются в один «город на море».
Российское общество, всё ускоряясь, движется к тому, чтобы стать нацией манкуртов. Вот только манкуртами очень легко управлять, чем и пользуются умные, но нечистые на руку чиновники всех мастей. И в нашем с вами городе, кстати, тоже.
* Манку?рт, согласно роману Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» («И дольше века длится день»), это взятый в плен человек, превращённый в бездушное рабское создание, полностью подчинённое хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни. В переносном смысле слово «манкурт» употребляется для обозначения человека, потерявшего связь со своими корнями, забывшего о своём родстве. Термин приобрёл особую популярность на Украине, Казахстане, других странах бывшего Союза, а также в некоторых субъектах РФ в качестве презрительной клички для тех, кто равнодушно относится к своей национальной культуре и не говорит на национальном языке.