На прошлой неделе в одной из кашинских газет появилась статья за подписью руководителя МУП «ГЭТС» Александра Веремеенко. Материал, сдобренный скабрезным анекдотом, заканчивался призывом срочно отправить в отставку главу города Кашина Валерия Карюгина и слиться в экстазе с Кашинским районом (Тверская область). Именно главу Кашина автор публикации обвинил во всех городских проблемах: вспомнил о разрушенных дорогах, о проблемах городского освещения, об антисанитарии, об авариях на канализации и водопроводе, о непригодной для питья воде, о неподготовленности домового отопления к зиме… Рядом была размещена копия некоего обращения, под которым предлагалось подписаться всем кашинцам, разделяющим взгляды г-на Веремеенко.
Кто составлял это обращение, пестрящее орфографическими ошибками, догадаться нетрудно. И нетрудно предположить, кто войдет в состав так называемой инициативной группы, собирающей в атмосфере конспирации подписи за отставку главы. Руководство Кашина утверждает: никакая инициативная группа с жалобами на работу главы Кашина в администрацию не приходила, иначе бы получила аргументированный ответ по всем пунктам. О сборе подписей главу Кашина Валерия Карюгина, разумеется, никто не уведомлял. Завесу тайны над происходящим приоткрывают свидетельства кашинцев, которые уверяют: их дома с предложением поставить некие подписи обходят сотрудники все того же МУП «ГЭТС», руководимого г-ном Веремеенко. А еще бабушки и дедушки из местного общества инвалидов, которых г-н Веремеенко, говорят, регулярно балует чайком и потчует сладостями. Наши старики – самая беззащитная категория населения: обидно, что многие этим пользуются. Выходит, войну Валерию Карюгину объявили не горожане, а лично руководитель МУП «ГЭТС»?
Публикация, мягко говоря, удивила. На ум пришла цитата из известной басни Крылова: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник…» Беда, если человек, отвечающий за тепло- и электросети, занимается не подготовкой к отопительному сезону, а борьбой с администрацией города, с которой должен, по логике вещей, плодотворно и конструктивно сотрудничать. Как показала жизнь, для горожан такое поведение МУП «ГЭТС» заканчивается отключениями горячей воды и текущими трубами – не по вине администрации города, а по вине руководства МУП «ГЭТС», накопившего долги перед поставщиками теплоэнергии. Посему советуем автору «чернухи», пролившейся на страницах кашинской газеты, оставить творчество журналистам, политические решения – руководству города и срочно заняться своими прямыми обязанностями. Не за горами зима. Мерзнущим в своих квартирах людям будет явно не до политических разборок. А еще советую г-ну Веремеенко тщательно изучить российское законодательство и принципы функционирования городского хозяйства.
Почему я упомянул о законах? Да потому, что, увлекшись критикой в адрес руководства города, г-н Веремеенко приписал муниципалитету проблемы, которые появились не сейчас, а десятилетия назад. Скажем больше: руководство Кашина и лично Валерия Карюгина обвинили и в тех грехах, которые, если поразмыслить, целиком и полностью на совести коммунальщиков (к коим относится сам г-н Веремеенко). А еще, добавлю, – на совести стоящих за ними олигархов, которые сейчас так яростно борются за упразднение муниципального образования «Городское поселение «Город Кашин» и слияние его с муниципальным образованием «Кашинский район». Если критика противоречит фактам, если городские проблемы родились не при Карюгине, а намного раньше, почему именно Валерий Карюгин стал объектом травли? Почему в адрес главы Кашина сейчас льется столько грязи? И какова цель у кампании за упразднение городского поселения и присоединение его к району? Читатели без труда ответят на этот простой вопрос, ознакомившись с рядом важных фактов и цифр, вспомнив историю создания муниципального образования «Городское поселение «Город Кашин».
Наследство – разруха и долги
Напомним: полномочия муниципалитетов определены в Федеральном законе № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный законопроект был разработан и принят в 2003 году, вступил в действие – в 2006-м. В течение трех лет, обозначенных как переходный период, муниципальным образованиям передавались обязанности и права, подкрепленные городским имуществом. Как сокрушенно констатировали сами главы муниципальных образований, по вине коррупционеров (их, как известно, немало в чиновничьих кабинетах) быстро городские поселения получили исключительно обязанности. А вот передача прав, увы, растянулась на годы.
Кашину в этой ситуации пришлось сложнее, чем другим городам области. Ржев, Кимры, Вышний Волочек, Торжок всегда были самостоятельными, не зависимыми от района городскими поселениями – имели собственные администрации, свои бюджеты, самостоятельно решали вопросы развития своего жилищно-коммунального хозяйства и по собственному усмотрению распоряжались находящимся на городском балансе имуществом. Кашин же лишился экономической независимости в далеком 1990 году, когда с чьей-то легкой руки вошел в состав Кашинского района. Эта откровенная глупость обернулась трагедией для города и горожан. От щедрот районного бюджета Кашину доставались крохи, а ведь наполняли районный кошелек именно кашинцы, исправно платящие налоги. Пока их деньги вбухивались в поддержание жизни в вымирающих деревнях и селах района, покрывались ямами и трещинами кашинские дороги, ветшал кашинский жилой фонд, гнили кашинские трубы. Приведем только один показательный факт: с 1990 по 2006 годы в Кашине не было построено ни одной детской площадки, не было благоустроено ни одной дворовой территории.
Последствия несправедливого распределения средств из районного бюджета позже расхлебывала администрация города Кашина. В 2006 году руководство вновь образованного муниципального образования «Город Кашин» получило тяжелое наследство: нищенский бюджет (чуть больше 11 млн. рублей) и букет проблем, накопившихся за время жизни города под «крылом» района. «Убитый» жилой фонд, жилищно-коммунальные предприятия, обремененные многомиллионными долгами, разбитые дороги… И список задач из тридцати четырех пунктов. Новый закон вменял муниципальным образованиям в обязанности ремонт и содержание дорог, благоустройство, ответственность за вопросы водоснабжения и водоотведения, работу с молодежью, развитие спорта и многое другое. Где брать деньги на все эти нужды, в законе не объяснялось. Между тем на приведение в порядок пришедшего в упадок к 2006 году Кашина требовались миллиарды – не рублей, а долларов. Вы когда-нибудь пытались укрыться куцым одеялом? Помните, как натягивали его на голову, и мерзли руки, потом натягивали на руки, и мерзла голова? Тогда вы поймете, с какой неразрешимой проблемой столкнулось руководство Кашина во главе с Валерием Карюгиным.
Любой человек, знающий, как формируется городской бюджет, сходу назовет несколько источников его пополнения. Например, все города тверского региона зарабатывают на сдаче в аренду нежилых помещений предпринимателям и коммерческим структурам. В кошелек Твери это ежегодно приносит миллионы – и они направляются на реализацию социальных программ, на ремонт дорог и приведение в порядок дворовых территорий. Но чиновники администрации Кашинского района не спешили помогать городу, ставшему самостоятельным муниципальным образованием, пополнить бюджет. Они не спешили расставаться с любимой кормушкой. Без споров и конфликтов в 2006 году прошла передача только «убитого» жилого фонда, десятилетиями не знавшего капитального ремонта и требовавшего серьезных инвестиций. От него руководство района открестилось с готовностью и с удовольствием, свалив проблему с больной головы на здоровую. А вот нежилые помещения, сданные в аренду и приносившие ежегодный доход в размере 16 млн. рублей, городу так и не передали. В бюджете Кашина образовалась «дыра», недофинансирование каждый год аукается всем горожанам.
Еще один традиционный источник городских доходов – имущество тепло- и электроснабжения. И вновь руководство Кашина, попробовавшее вернуть сети городу, столкнулось с яростным сопротивлением. До сих пор городскими тепло- и электросетями распоряжается районный МУП «ГЭТС». И распоряжается явно не в интересах города и горожан: проворное руководство муниципального предприятия передало кашинские электросети в аренду ОАО «Тверьоблэлектро». За это МУП получает круглую сумму – 12 млн. рублей. Представьте себе, что ваш сосед продал третьему лицу ваш телевизор. Это справедливо или нет? Правильно ли, что городское имущество пополняет не бюджет Кашина, а кассу МУП «ГЭТС»? Ответ, по-моему, очевиден.
Замечу: передав электросети ОАО «Тверьоблэлектро», контора г-на Веремеенко откровенно «подставила» жителей Кашина. Сети, кормящие коммерческие структуры, невозможно модернизировать за счет бюджетных средств – ни по закону, ни по простой логике. Так город стал заложником чужих решений, принятых в чьих-то коммерческих интересах много лет назад. На этом фоне претензии г-на Веремеенко к качеству уличного освещения в Кашине выглядят, согласитесь, вдвойне цинично. Он-то знает, кто греет руки на городских сетях и какой головной болью обернулась сложившаяся ситуация для руководства города.
Деньги не пахнут?
Отдельно бы хотелось поговорить о другой кашинской проблеме, возникшей не сегодня – десятилетия назад: о водоснабжении, водоотведении и утилизации твердых бытовых отходов. Всеми этими вопросами до образования муниципального образования «Городское поселение «Город Кашин» занимался районный МУП «КХ». В 2009 году, в момент передачи предприятия на городской баланс, оно находилось в глубоком кризисе, накопив долги в размере 7, 5 млн. рублей. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что часть долга – «подарок» от той же администрации Кашинского района, не доплатившей муниципальному предприятию за выполненные работы. Это чья-то безалаберность, жадность или речь идет об осознанном вредительстве накануне передачи предприятия городу?
Вместе с МУП «КХ» на городской баланс была передана баня: на момент передачи в ней работало только одно отделение, на первом этаже работали некие коммерческие структуры, освобожденные от арендной платы. Чьи-то недоработки легли тяжким бременем на город и горожан. На ремонт бани пришлось потратить немалые средства из городского бюджета.
В не лучшем, мягко говоря, состоянии на городской баланс был передан общественный туалет, который в Кашине иронично называли сногсшибательной городской достопримечательностью. Поражал туалет, разумеется, не своими архитектурными или прочими достоинствами – с ног горожан и туристов сшибал зловонный запах, распространявшийся на сотни метров. Позже руководство Кашина обнаружило удивительный факт: ежегодно на содержание туалета из районного бюджета выделялось 460 000 рублей. На что тратились эти немалые денежные средства? В чьих карманах оседали? На этот вопрос, полагаю, должны искать ответ правоохранительные органы. Сейчас туалет отремонтирован – за счет средств городского бюджета.
Поговорим и о главной сфере жизни любого муниципального образования – ЖКХ. В 2009 году, в момент передачи труб водоснабжения и водоотведения на баланс города, они были изношены на 75% (этот факт зафиксирован в документах). Выяснилось, что трубы не менялись с далекого 1988 года. С 1990 года не велись серьезные работы и на городском водозаборе. Между тем специалисты утверждают: водозабор строился наспех, с серьезными технологическими ошибками. В частности, он не справляется с паводками. Вопросы о качестве воды нужно адресовать не Карюгину, а строителям водозабора и районным чиновникам, не вложившим за десятилетия ни копейки в его реконструкцию. Пока не будет решена проблема водозабора, не имеет смысла менять ветхие трубы: вода от этого чище не станет. И здесь хотелось бы похвалить администрацию города Кашина: на свой страх и риск город вступил в областную программу проектирования нового водозабора. Только на то, чтобы войти в эту программу, понадобилось два года – к заявке были приложены десятки документов с техническими расчетами и обоснованиями.
Ветхие коммуникации порождают проблемы дорожной сети. Из-за частых аварий на теплосетях, на ветхих трубах водоотведения и водоснабжения асфальт на дорогах постоянно снимается. «Наши дороги не столько разбиты, сколько перерыты», – грустно шутят кашинцы.
Но пора остановиться и подвести итог нашего невеселого рассказа. Шесть лет назад, когда появилось новое муниципальное образование – «Город Кашин», город тонул в проблемах. Разруха и долги – вот наследство, которое оставили городу поруководившие им районные чиновники. Все эти проблемы пришлось решать новому руководству Кашина – тому самому Валерию Карюгину, которого сейчас нещадно поливает грязью местная газета. Не г-н Веремеенко и не его контора, «озолотившаяся» на кашинских электросетях, а Карюгин обивал пороги администрации области, добиваясь вхождения в программы софинансирования. Не Веремеенко, а Карюгин делал все возможное (и невозможное), чтобы увеличить городской бюджет. И увеличил! В 2006 году в городском кошельке лежало чуть больше 11 млн. рублей, сейчас эта сумма выросла в четыре с половиной раза. Не Веремеенко, строчащий газетные пасквили, а Карюгин выводил Кашин из тупика, в который его загнали районные руководители. Может быть, именно этим Карюгин разозлил тех, кто привык греть руки на городском имуществе и не может смириться с потерей любимой кормушки? Может быть, поэтому они бросают все силы (и деньги) не на подготовку города и района к отопительному сезону, а на подготовку заказных статей и боевые действия против неугодного главы Кашина?
Вот о чем стоит задуматься горожанам, которым сейчас активно «промывают» мозги, уговаривая поучаствовать в войне против руководства города. У конфликта, который навязывается горожанам, два выхода. Либо кашинцы поддаются на провокацию, и городские деньги вновь растворяются в большом районном кошельке, а городское имущество распродается за копейки непонятным коммерческим структурам. Либо Кашин продолжает выходить из тупика, в который загнали город «управленцы» прошлых лет, и медленно, но верно переходит к развитию.
Андрей ТОПОРОВ
№25 (66) от 8.09.2012