Упоминания об этой истории тверские ученые обнаружили в начале ХХ века в архивах Тверской духовной консистории. Одно из заседаний известной Тверской ученой архивной комиссии было посвящено докладу, составленному на основе этих архивных исследований. Оказалось, в Тверской губернии десять лет содержалась некогда знаменитая Екатерина Татаринова, которую одни называли «бесноватой дворянкой», а другие – пророчицей!
О самой Екатерине Татариновой сведений сохранилось не так много. Известно, что родилась она в 1783 году в семье немецкого барона фон Букгевдена. Отец ее умер, когда Екатерина была еще маленькой, мама же ее, баронесса фон Малтиц, была главной дамой великой княжны Александры Александровны. Екатерина воспитывалась в Смольном институте, по окончании его вышла замуж за офицера Татаринова, служившего в Астраханском гренадерском полку. Она кочевала с мужем по гарнизонам, а в войну 1812 года и вовсе следовала за частью мужа в обозе. Но все-таки, как говорят очевидцы, семейная жизнь у них не складывалась. И когда после войны Татаринов был вынужден из-за ранений уйти в отставку и уехать в свое рязанское имение, Екатерина осталась в Петербурге и жила по квартирам. В 1815 году скончался Татаринов, примерно в то же время умер и их восьмилетний сын. Екатерина Татаринова осталась одна. Ей было позволено жить в Михайловском дворце, где она часто встречалась с императором Александром I.
Все началось примерно в 1818 году, когда молодая вдова ударилась в мистику. Лютеранка по рождению, Татаринова покрестилась в православие, а затем и вовсе увлеклась сектантством. Она близко сошлась с семьей петербургских аристократов Ненастьевых, которые, как считается, и привлекли ее в секту скопцов, тогда скопческие секты назывались «кораблями». Татаринова, прожив некоторое время у Ненастьевых, тоже начала участвовать в радениях, и после первого же у нее, как она утверждала, открылся дар пророчества. Татаринова организовала собственную общину, которая со временем стала называться «Духовный союз». Собиралась община в квартире матери Татариновой в Михайловском замке.
Сначала в общину входили мать и брат пророчицы и ее деверь Татаринов. Но кружок постепенно рос и вскоре стал весьма известен в Петербурге. В него входили такие известные люди, как Владимир Боровиковский – художник и академик, боевой генерал Евгений Головин – будущий генерал-губернатор Прибалтийского края, протоиерей санкт-петербургского Исаакиевского собора, известный проповедник Алексей Малов, Василий Попов – секретарь Библейского общества и другие. Боровиковский же оставил нам чуть ли не единственное изображение пророчицы, вдовы Татариновой, написав ее образ в виде аллегорической христианки, поклоняющейся Христу.
Посещал встречи у Татариновой и всесильный в ту пору князь Голицын. Голицын, в свою очередь, был вхож к императору Александру Первому, и считается, что именно он заразил его мистическими идеями Татариновой. Пророчица и вдова была принята при дворе: ей выхлопотали разрешение поселиться в Михайловском дворце, назначили пенсию «по дворцовому чину» 6000 рублей в год, это гигантские деньги по тем временам, примерно как 6 миллионов сейчас.
Но главное – Екатерина Татаринова стала властительницей дум в петербургском высшем свете! Вот что писал о ней Филипп Визель, известный историк быта александровской эпохи: «Верховная жрица, некая госпожа Татаринова, посреди залы садилась в кресла, мужчины садились вдоль по стенам, женщины становились перед нею, ожидая от нее знака; когда она подавала его, женщины начинали вертеться, мужчины петь под текст, ударяя себя в колена, сперва тихо и плавно, а потом все громче и быстрее. В изнеможении, в исступлении тем и другим начинало что-то чудиться. Тогда из среды их выступали вдохновенные, иногда мужик, иногда простая девка, и начинали импровизировать нечто, ни на что не похожее. Наконец, едва передвигая ноги, все спешили к трапезе, от которой нередко вкушал сам министр духовных дел».
Слава Татариновой была столь стремительна, а ее влияние стало столь могущественно, что вскоре она была обласкана императрицей Елизаветой Алексеевной, а затем и принята самим императором, причем аудиенция затянулась на несколько часов. Александр I был настолько очарован пророчицей, что признавался в письме гофмейстеру Кошелеву: «Сердце мое пламенеет любовию всегда, когда читаю об обществе госпожи Татариновой в Михайловском замке».
В 1819 году в Михайловском замке открыли Инженерное училище, и Татариновой пришлось искать новое пристанище. Сначала она жила на съемных квартирах, а в 1825 году генерал Головин, которого Татаринова, как считалось, излечила от тяжелой болезни, купил ей сразу три дома за Московской заставой. Однако после восстания декабристов и воцарения нового монарха Николая Первого, который крайне скептически относился к духовным поискам старшего брата и не любил сектантов, влияние Татариновой сильно уменьшилось.
В 1837 году Попов (член секты и секретарь Библейского общества, поселившийся в одном из домов Татариновой) послал своего крепостного в полицию для наказания за какую-то вину (тогда это была обычная практика). Но крепостной ложиться под розги не пожелал и написал на хозяина донос. А в нем рассказал, что в доме его хозяина проводятся «богомерзкие сборища», устраиваются бесстыдные пляски и свальный грех. И якобы сам Попов привлекает к этим оргиям собственных детей. В дом Попова немедленно отрядили полицию для проведения обыска. Полицейские обнаружили записи неправославных песнопений, мистические книги и иконы и множество «чудного народу» – все они были задержаны до выяснения.
Но самая страшная находка была сделана в доме, когда в запертом чулане обнаружили избитую до крови девушку. Это оказалась дочь самого Попова. Выяснилось, что Попов водил дочерей на радения к Татариновой, а когда средняя дочь отказалась участвовать в оргиях, запер ее в чулане и морил голодом. Причем сама же Татаринова посоветовала ему воспитывать непокорную девушку «дедовским методом», ежедневно сечь розгами. Как сам Попов признавался на следствии, он избивал дочь практически ежедневно, используя в качестве орудия пыток розги, палки и плеть.
Слухи про истязания девушки быстро распространились по Петербургу, и лично государем было назначено строжайшее следствие по этому делу. Секта Татариновой была закрыта, все члены взяты под домашний арест, а само дело передано в Секретный раскольничий комитет. Следствие шло недолго: следователи установили, что обряды и моления у Татариновой противоречили не только православным канонам, но и моральным устоям общества. Было решено всех руководителей секты изолировать под строжайший надзор в дальние монастыри. Так в 1837 году в Сретенском женском монастыре в городе Кашине появилась новая послушница – Екатерина Татаринова.
Сохранились документы, как «прорицательницу» возвращали в лоно православной веры. Игуменья монастыря Назарета каждый день проводила в молитве в келье новой послушницы по многу часов. Она же вела с ней долгие душеспасительные беседы. Для вразумления Татариновой приезжали высшие лица Тверской епархии. При этом, что характерно, сам факт того, что Татаринова содержится в монастыре как узница, тщательно скрывался. Ей было запрещено называть свое настоящее имя, поскольку в противном случае монастырь подвергся бы осаде многочисленных ее поклонников. Сама Татаринова бесконечно писала царю Николаю письма с просьбой отпустить ее, но Николай, как известно, даже не читал ее обращений, предписывая продолжать суровое содержание в монастыре еретички, а всем ходатаям отвечал, что освобождение может последовать только в одном случае – «если она отвергнет прежние свои заблуждения, на коих основана была секта ее».
Только в 1847 году, когда ей уже было шестьдесят три года, Татаринова подписала обязательство повиноваться православной церкви. Только после этого ее освободили, но предписали проживать в Кашине под надзором ее дальней родственницы. Кроме того, Татаринова должна была ежедневно посещать церковную службу. Спустя еще год она получила разрешение жить в Москве, но в столицу, в Петербург, уже не вернулась никогда. Император Николай до самой смерти отказывался впустить «еретичку» в столицу. В Москве Екатерина Филипповна жила тихо и умерла в 1856 году.
Владислав ТОЛСТОВ