Мало кто знает, что предприятие «Торжокские золотошвеи» является не просто уникальным, а единственным в России.
Это единственное предприятие, где в промышленных масштабах выпускаются золотошвейные изделия. А золотное шитье – необходимый атрибут для знамен и погон, облачений священников и аксессуаров верховной власти, праздничных одежд и обуви, настенных картин и украшений. В наши дни лишь новоторам (так по-старинному называют себя жители Торжка) удалось сохранить древний промысел. И произошло это благодаря удивительному человеку – Дмитрию Романову.
Сегодня золотное шитье – настоящий бренд Тверской области. И история этого старинного промысла связана с историей России. Например, знаменитый театральный режиссер Станиславский прежде был известен как купец Алексеев и первые деньги заработал, управляя золотоканительной фабрикой в Москве, откуда в Торжок поставляли золотые нити. Именно в Торжке были сшиты одежды для коронации последнего русского императора Николая II. В советские годы под знаменем с выполненной в Торжке вышивкой наши воины в ноябре 1941-го шли по Красной площади на параде, а спустя четыре года там же, на главной площади Москвы, участвовали в Параде Победы. Изделия местных мастериц и поныне находятся в Георгиевском и Андреевском залах Кремля. Индивидуальные золотые погоны торжокского производства носит министр обороны РФ Сергей Шойгу. В красивых мундирах с вышитыми золотом деталями щеголяют Президентский полк и Кремлевский почетный караул.
Считается, что искусство вышивки золотыми нитями, золотное шитье, пришло к нам из Византии. Якобы первых мастериц привезла с собой княгиня Ольга, заприметив и облюбовав их во время своего крещения в Царьграде. Первыми центрами золотного шитья стали обители, монастыри. Не так давно возле Борисоглебского монастыря на берегу Тверцы археологи нашли очелье (налобная повязка для волос), расшитое серебряными и золотыми нитями, датированное XII веком. Кстати, эта находка решительно опровергает другую гипотезу – что золотное шитье к нам пришло с Востока, после монгольского нашествия. Якобы китайские мастера привозили свои изделия на рынок в Торжок, и отсюда они распространились по всей Руси.
В Новом Торге (старое название Торжка), являвшемся южным форпостом Великого Новгорода, золотошвейное дело возникло благодаря здешним купцам. Со временем мастерицы появились чуть ли не в каждом доме. Согласно местной легенде, в средние века расшитые золотом лоскутки кожи использовались на торгах вместо денег. В XVII столетии по указу царя Алексея Михайловича в городе был учрежден «сафьяновый двор», на котором производились предметы одежды и обуви. Тогда же, видимо, были срифмованы слова старинной песни: «Привези мне из Торжка два сафьянных сапожка». В стародавние времена тут проходили знаменитые традиционные Никитские ярмарки невест. Девушки, встав в рядок, стыдливо прикрывали лица варежками с узорами, которые они вышивали самостоятельно, и потенциальные женихи выбирали невесту «по варежке», по красоте этого узора.
После того как в 1830-е годы была построена «Государева дорога», главный тракт между Москвой и Санкт-Петербургом, изделия торжокских мастериц стали известны в обеих столицах. Редкий путешественник покидал Торжок, не приобретя знаменитый расшитый золотом пояс. Поэт Александр Пушкин, купив пояс для княгини Веры Вяземской, писал своему другу Петру Вяземскому: «Скажи княгине, что она всю прелесть московскую за пояс заткнет, как наденет мои поясы».
Этнограф-историк Федор Солнцев в середине XIX века зарисовал новоторжских девушек в шитых золотом костюмах. Даже накосник содержал нити цвета благородного металла. Вес подобного одеяния достигал иногда целого пуда! «Замужний» головной убор — кичка или платок — тоже был с золотом. Показаться без него на людях значило «опростоволоситься». То же касается поясов: мужских и женских, различных для каждого возраста и всякого звания. Ходить без пояса означало «распоясаться» — с таким (или такой) серьезных дел никто иметь не желал. В наше время в Торжке создан даже собственный музей при фабрике – Дом пояса, где центральным экспонатом стал размещенный на круговом пьедестале пояс длиной 12 (!) метров. Над созданием этого шедевра два года трудились 37 человек.
Когда в 1851 году мимо Торжка пролегла железная дорога, а прежний тракт потерял свое торговое значение, золотошвейное дело начало хиреть. К концу века старинный промысел считался практически утраченным. И вот тогда потомственный дворянин, гласный Тверской земской управы Дмитрий Романов решил предотвратить гибель народного промысла. Его стараниями была создана кустарная артель, в которую собрали немногочисленных мастериц, а в 1899 году Романов открыл учебно-показательную золотошвейную мастерскую, первое профессиональное училище данного направления. От Морского ведомства получили большой заказ, который помог производству выжить. Дмитрий Дмитриевич создал и музей промысла, куда лично принес образцы старинных вышивок. Выставлялись тут также множившиеся год от года международные награды торжокских рукодельниц.
Дмитрий Романов не просто возродил промысел. Он наладил поставки в Торжок сафьяна и кожи из Осташкова, золотых нитей и канители из Москвы, установил твердую плату, после чего ремесло золотошвеи стало считаться в Торжке престижным.
Кем же был этот удивительный человек, возродивший старинный промысел золотного шитья в Торжке?
Дмитрий Дмитриевич Романов (по материнской линии из семьи Львовых) был последним владельцем усадьбы Митино под Торжком, построенной в конце XVIII — начале XIX века по проекту архитектора Николая Львова – еще одного великого уроженца Торжка. Дед Дмитрия Романова по материнской линии, Сергей Дмитриевич Львов, был коллежским советником и новоторжским предводителем дворянства, ему принадлежала усадьба Василево, где сегодня находится этнографический музей с памятниками деревянного зодчества, и дом на Ямской улице, известный как музей А.С. Пушкина. Кроме того, Дмитрий Романов является дальним родственником Анны Керн, музы Пушкина, семья которой жила неподалеку, в том же Новоторжском уезде.
Ремесло золотного шитья пережило Дмитрия Романова – он скончался в 1916 году, незадолго до революции. Революция же в значительной мере переориентировала работу торжокских золотошвей. В 1923 году была создана сначала профтехшкола, а спустя пять лет появилась знаменитая Торжокская золотошвейная артель имени 8 Марта, которую спустя три десятилетия переименовали в одноименную фабрику. Сегодня это предприятие называется «Торжокские золотошвеи».
И что удивительно, приемы работы золотошвей сохранились еще со времен первой кустарной работы, основанной Дмитрием Романовым. Сегодня на фабрике шьют золотом и серебром гербы, платки, скатерти, салфетки, броши, серьги, заколки для волос. Каждый месяц — 11 тысяч изделий, сотни моделей. Производят и свою особую марку льняной одежды, и многочисленную сувенирку: закладки, театральные сумочки, косметички, очечники, кошельки и прочее. Многие вещи удостаивались профессиональных наград.
В просторных цехах — несколько рядов машинок и сидящих за ними вышивальщиц, в отдельном помещении работают с пяльцами. Все трудятся по строгой технологии, по плану и под заказ. Процесс поделен на этапы. Вначале художник (один или вместе с модельером) создает эскиз будущей работы в натуральную величину, а технолог выполняет техническую карту, поясняющую, какие стежки на какой стадии применяются и во сколько раз должна быть сложена нить. Рисунок тонким шильцем скалывается на кальку, а затем пропитанный специальным раствором (чтобы отпечатался) накладывается на материал вышивки. Для пропитки применяют керосин — с синькой или зубным порошком. Считается, что именно керосин не оставляет на ткани разводов.
Следующий этап – сама вышивка. В руках у мастерицы всего два инструмента — иголка и шило. Крутится деревянная катушка-витейка — растет на ткани узор. Одна рука колет шильцем, другая (та, что с иголкой) в это время находится под пяльцами и уже готова вдеть рабочую нитку в отверстие. А драгоценная нить перекидывается через шитье сверху, оставаясь лишь на лицевой поверхности. Повторные действия с иголкой и шильцем приводят в результате к тому, что золотистая или серебристая ниточка занимает предназначенное ей место. Такой вид работ называется «шитьем вприкреп» — старый способ экономить драгметаллы и облегчать примерно вдвое будущее изделие.
Интересно, что дети Дмитрия Романова не стали заниматься золотошвейным промыслом. Один из его сыновей, Иван Дмитриевич Романов, стал известным ученым-ботаником, специалистом в области эволюционной цитоэмбриологии растений.
А в Торжке до сих пор сохранилось здание на улице Пролетарской (раньше она называлась Дворянской), которое когда-то Дмитрий Романов построил для золотошвейной мастерской. Недаром тут такие большие окна — все для того, чтобы в помещении было больше света.
Владислав ТОЛСТОВ
Читайте также: