Федор Хитрук – одна из главных фигур в истории отечественной мультипликации (сейчас ее чаще называют анимацией – на западный манер).
В качестве аниматора создал около двухсот персонажей в 102 фильмах, среди которых Оле Лукойе, Снежная Королева и Красная Шапочка. Он стал первым советским деятелем искусств, который был удостоен Государственной премии именно за мультипликационные произведения, за «мультики», причем дважды – в 1976 году и в 1982-м. Он стал первым (и до сих пор единственным) отечественным мультипликатором, удостоенным высшей награды Каннского фестиваля – «Золотой Пальмовой ветви» за короткометражный фильм «Остров».
Федор Савельевич Хитрук родился в Твери в 1917 году в семье Савелия Хитрука, который был участником революционных событий 1905 года, а в Твери получил назначение на должность комиссара по продовольствию. В 1931 году Савелий Хитрук с семьей был командирован объединением «Станкоэкспорт» в Германию, где Федор Хитрук в кинотеатре в Штутгарте увидел первые мультфильмы. Он не предполагал становиться художником-мультипликатором, в одном из интервью даже признавался, что собирался, как и отец, стать инженером. Но в 1935 году, когда семья Хитрук уже вернулась в советскую Россию, Федор посетил Московский международный кинофестиваль и там впервые увидел мультфильмы студии Уолта Диснея. Он был так поражен ими, что тут же решил стать художником-мультипликатором. И в 1937 году, после нескольких попыток, он был принят на должность аниматора-стажера в студию «Союзмультфильм».
Впоследствии режиссер вспоминал, что пережил страшное разочарование, когда пришел работать в студию, где делались все советские мультфильмы: «Все было совсем не так, как я ожидал. Я-то думал, что на студии окажусь в царстве софитов и юпитеров, что тут будут бродить богемные женщины и серьезные мужчины в очках и разноцветных свитерах. А обстановка на студии была больше похожа на ту, что царит в обычной конторе. Наша 41-я комната напоминала канцелярию. Это потом я понял, что на всех анимационных студиях все примерно одинаково, но тогда разочарован был ужасно».
В годы войны Хитрук, который за годы жизни в Германии прекрасно выучил немецкий язык, был мобилизован в Красную Армию на должность переводчика. Когда война закончилась, ему еще два года пришлось служить военным переводчиком в штабе советских войск в Берлине. Но как только Хитрук демобилизовался, он немедленно вернулся к любимой работе.
В 1962 году вышел первый мультфильм, режиссером которого стал Федор Хитрук – «История одного преступления». Это была сатирическая комедия, остроумно высмеивающая виновников «шумовой атаки», характерной для современного большого города, эгоистическое невнимание к соседям. Однако этот мультфильм (который сегодня уже мало кто помнит) оказался первым в своем жанре сразу по нескольким причинам. Во-первых, это была первая работа, нарисованная в непривычной «карикатурной» стилистике – тогда как все советские режиссеры и художники-мультипликаторы предпочитали плавную «диснеевскую» стилистику, следуя тем же приемам, что применяли американские художники-аниматоры. «История одного преступления» отличалась жесткой, угловатой картинкой, весьма необычной для тех, кто привык к гладким «рисованным мультикам». Но Хитрук отстоял свое право на визуальное решение мультфильма – и не прогадал.
Не менее важно и то, что «История одного преступления» стала первым произведением в мировой анимации, в титрах которого значилось – «Мультфильм для взрослых». До Хитрука никому не приходило в голову, что мультфильмы могут быть жанром, предназначенным не только для детского просмотра. Благодаря Хитруку «мультфильмы для взрослых», то есть мультфильмы, поднимающие серьезные, недетские проблемы, стали «фирменным стилем» советских мультипликаторов. Даже на Центральном телевидении в советские годы была специальная рубрика – «Мультфильмы для взрослых».
Кстати, следующей работой Хитрука тоже стал фильм в жанре «для взрослых» — знаменитый «Фильм, фильм, фильм», повествующий о злоключениях сценаристов, режиссеров и редакторов при съемках фильма. Сам Хитрук признавался, что этот мультик стал для него автобиографической историей (и вот, кстати, еще одно новшество – до «Фильм, фильм, фильм» никто в мире не снимал автобиографических мультфильмов). Федор Хитрук хотел рассказать о всех невзгодах, которые переносит автор, связавшись с кино. «Я не знал, чем кончится фильм. Кошмары снились», — вспоминал он.
В 1969 году вышел мультфильм про «Винни-Пуха», первый из серии, который Хитрук делал вместе с писателем и переводчиком Борисом Заходером. Соавторы рассчитывали, что снимут не менее пяти мультфильмов о похождениях веселого плюшевого медвежонка, но успели снять только «Винни-Пуха», «Винни-Пух идет в гости» (1971) и «Винни-Пух и день забот» (1972). Во время работы над сценарием очередного эпизода Борис Заходер и Федор Хитрук поссорились из-за творческих разногласий: никто из соавторов не желал идти на компромисс, и в итоге многообещающий сериал оборвался после третьего эпизода.
Но в Советском Союзе мультфильмы про Винни-Пуха стали поистине бестселлером. Цитаты из него стали общим достоянием советских детей и взрослых и послужили основой для создания образа Винни-Пуха в советском юмористическом фольклоре. Причем нельзя сказать, что это исключительно детский мультик. Федор Хитрук внедрил туда немало настоящих философских подтекстов, над расшифровкой которых до сих пор бьются культурологи.
Хитрук сумел превратить сказочного героя в выразителя глубинных свойств русского национального характера. Марк Липовецкий, написавший о Винни-Пухе серьезное исследование, считал, что в образе нарисованного медвежонка изображен не кто иной, как… средний советский интеллигент: «Он постоянно наполнен какими-то грандиозными планами, слишком сложными и громоздкими для тех пустяковых дел, которые он собирается предпринимать, поэтому планы рушатся при соприкосновении с действительностью. Он постоянно попадает впросак, но не по глупости, а потому, что его мир не совпадает с реальностью». И уж мало кто знает, что Ия Саввина, которой поручили озвучивать Пятачка, создавала его образ, пародируя манеру речи известной советской поэтессы Беллы Ахмадуллиной…
Когда в Америке вышел фильм «Кристофер Робин», американцы обнаружили, что существует еще и советская версия, те самые три мультфильма Федора Хитрука. Обозреватель газеты Daily Beast Наталья Винкельман опубликовала статью об этом удивительном для западных людей явлении — советском Винни-Пухе. По ее мнению, эти мультфильмы получились более смешными. Больше всего американку поразило, что плюшевый медвежонок может придумывать хитроумные планы, прикидываясь тучкой.
Уже будучи заслуженным и известным мультипликатором, Хитрук страдал от советской цензуры, которая влезала и в творческий процесс создания детских мультфильмов! О том, что ему пришлось пережить при создании безобидного мультфильма «Бегемотик», рассказал один из его сотрудников: «Редакторы увидели в поисках бегемотика желание отказаться от коллективизма — он пренебрег муравьями, пчелами, кроликами и цыплятами. Во-вторых, текст должен был читать Игорь Кваша, однако его голос показался редакторам слишком эротичным, и его заменили Львом Любецким. В-третьих, убрали выражения: «семь раз в неделю», как еще одно упоминание эротики, и «бам» заменили на «бум», чтобы не намекать на строившуюся Байкало-Амурскую магистраль. На студии «Союзмультфильм» бегемотика прозвали «бешеной картошкой». Хитрук был худруком этой постановки и, сидя над переделками, не поехал работать в ГДР.
Последняя работа режиссера — картина-притча «Лев и бык» — была снята в 1983 году. После смерти супруги и соавтора Марии Мотрук (1916 — 1984) мультфильмов он больше не снимал. Он писал книги, читал лекции, возглавлял общественные и творческие организации. Мало кто знает, что Хитрук не только создавал собственные мультфильмы, но и по приглашению разных режиссеров отвечал за «анимационную часть» художественных фильмов. Например, в начале фильма «Ирония судьбы, или С легким паром» идет небольшое мультипликационное вступление с одинаковыми однотипными домами – его придумал Федор Хитрук. Он же делал анимационные вставки в другие популярные советские фильмы – «Зигзаг удачи», «Любить человека», «Бегство мистера Мак-Кинли», «О спорт, ты – мир!» и др. Федор Хитрук скончался 3 декабря 2012 года в Москве в возрасте 95 лет.
Владислав ТОЛСТОВ
Читайте также: