Фильм «Белое солнце пустыни» стал культовым для нескольких поколений. О нем до сих пор пишут, рассказывают, его (это стало еще одной традицией, связанной с картиной) смотрят все российские космонавты перед тем, как подняться на борт корабля. Вроде бы о «Белом солнце пустыни» известно все, и никаких пересечений с историей тверской земли в нем не обнаруживается. Однако совсем недавно мы выяснили, что исполнительница главной женской роли (самой молодой из жен Абдуллы Гюльчатай) Татьяна Федотова – наша землячка!
Татьяна Федотова родилась 26 сентября 1950 года в деревне Самша Тверской (в ту пору Калининской) области, сегодня эта деревня находится на территории Весьегонского района. Родилась Таня в многодетной семье, и когда девочке было четыре месяца, родители решили переехать в Ленинград. Татьяну отдали учиться в знаменитое хореографическое училище имени Вагановой. Девочка не мечтала стать балериной, часто прогуливала занятия и чувствовала себя в училище гадким утенком. В один прекрасный день она в очередной раз не пошла на занятия и бесцельно блуждала по ленинградским улицам. Там-то ее и увидели ассистенты режиссера Владимира Мотыля, которые как раз искали исполнительницу на роль Гюльчатай, самой молодой жены басмача Абдуллы.
Ситуация на съемочной площадке фильма складывалась катастрофическая. Сценарий под названием «Спасите гарем!» уже несколько лет блуждал по кабинетам «Мосфильма», режиссеры не хотели браться за постановку. Рабочее название первого варианта сценария, написанного Андреем Кончаловским и Фридрихом Горенштейном (он впоследствии эмигрирует, станет известным писателем, а перед отъездом из Союза напишет сценарий еще одного известного фильма, «Солярис»), — «Басмачи». Изначально это была история милицейского отряда, перешедшего на сторону басмачей. В течение фильма красные разными способами пытались образумить боевых товарищей и вернуть их в свой стан. Редакторы киностудии сочли такой сюжет чересчур фантастичным и надуманным и отдали на переработку успешным на тот момент сценаристам Валентину Ежову и Рустаму Ибрагимбекову. Общаясь с ветеранами Гражданской войны, авторы услышали историю про гарем, который в ходе войны бросил командир басмачей, и узнали много интересного о судьбе брошенных женщин. Вокруг этой истории и закрутился сюжет, будущий фильм получил название «Спасите гарем!».
После того как от съемок отказался очередной режиссер, призвали Владимира Мотыля, который подумал, что из этого сценария можно сделать неплохой фильм. Однако создателям картины не везло с самого начала. Еще в подготовительный период режиссеру Владимиру Мотылю пришлось внести в сценарий множество правок. Бюджет фильма был по тем временам скромный — всего 650 тысяч рублей, не хватало необходимого оборудования. К примеру, съемочный кран пришлось мастерить из подручных средств. В это же самое время снималась эпопея Юрия Озерова «Освобождение», на съемки которой были брошены почти все кинематографические ресурсы. Во время съемки сложных конных трюков и вовсе случилась трагедия — из-за несоблюдения правил техники безопасности погиб кавалерист-каскадер. Самое обидное, что виртуозные трюки, из-за которых он пошел на риск, так и не вошли в финальный монтаж картины.
Но несчастья продолжали преследовать эту картину. Когда экспедиция уже отправилась в Среднюю Азию для съемок, выяснилось, что утвержденный на роль главного героя, красноармейца Сухова, Георгий Юматов сниматься не может. В первый съемочный день он явился на площадку пьяным, да еще и подрался с осветителями, после чего его отстранили от роли и пригласили Анатолия Кузнецова. Кузнецов, прочитав сценарий, тоже, в общем, не загорелся идеей этого фильма, хотя потом окажется, что роль красноармейца Сухова станет лучшей в его карьере.
Съемки проходили в поселке Мистолово Ленинградской области, в Дагестане, в Таджикистане и Туркменистане. Огромной проблемой было найти девушек на роль наложниц гарема Абдуллы, так как местные жительницы наотрез отказывались от участия в фильме. В результате исполнительниц ролей искали по всему Союзу. Почти все они были непрофессиональными актрисами, за исключением звезды кино и театра Татьяны Ткач (именно ее мы помним по роли любовницы бандита Фокса в фильме «Место встречи изменить нельзя»). Старшую жену Саида сыграла искусствовед Светлана Сливинская, колоритную девушку с усами Зарину — инженер Алла Лименес, а на роль Зульфии пригласили профессиональную путану из гостиницы «Астория» Зинаиду Рахматову (этот факт, конечно, не афишировался). В процессе съемок Зинаида поругалась со съемочной группой и уехала. Ее нашли… на рабочем месте в объятиях клиента и уговорили вернуться к съемкам. Кроме того, непрофессиональные актрисы, вынужденные проводить на съемочной площадке в жару несколько часов, случалось, падали в обмороки от духоты и необходимости все время носить плотные платья и паранджу. Поэтому в некоторых эпизодах в их костюмы одевали солдат ближайшего гарнизона!
А спустя еще несколько дней со съемочной площадки исчезла исполнительница роли Гюльчатай! Актриса, которую уже утвердили на роль, студентка Московского циркового училища Татьяна Денисова, отказалась сниматься в последнюю минуту, решив, что для нее важнее сдать экзамены. Не сказав никому о своем решении, она уехала прямо со съемочной площадки и известила режиссера телеграммой уже из Москвы. После чего ассистентов режиссера срочно отправили в Ленинград, чтобы найти замену. Требовалась девушка определенных пропорций, поскольку уже были пошиты костюмы, и ассистенты буквально бегали по школам и институтам Северной столицы, пытаясь найти девушку, которая вписалась бы в уже созданный образ.
Татьяну Федотову они увидели случайно и сразу решили, что она подойдет! Но когда ассистенты подошли к девушке, она подумала, что сейчас ее отправят на лекции, и ни в какую не соглашалась отправиться с ассистентами для съемки проб. Так шестнадцатилетней Татьяне досталась роль Гюльчатай. Вся съемочная группа любила ее и оберегала как могла. Татьяна, не имея никакого опыта в кино, сыграла свою, хоть и небольшую, но яркую роль замечательно и осталась надолго в памяти зрителей.
Впрочем, даже после того как картина была закончена, чиновники от кино сделали все, чтобы фильм не вышел на экран. Мотылю выкатили список поправок, которые необходимо было сделать в картине. Эти поправки, по сути, должны были превратить «Белое солнце пустыни» в никчемное унылое зрелище, но судьбу фильма, как это часто бывало, спас… советский вождь Леонид Брежнев. Известно, что он был большим поклонником американских вестернов (во время встречи с Рональдом Рейганом после избрания его американским президентом Брежнев поразил Рейгана тем, что наизусть перечислил все фильмы, в которых снимался в молодости будущий президент). Поэтому генсеку регулярно поставляли на дачу (а отдыхать он предпочитал в резиденции Завидово на территории нашей области) новинки. Так привезли и «Белое солнце пустыни», которое привело Брежнева в восторг, и уже на следующий день картине, которую вот-вот должны были списать в утиль, дали высшую категорию и выпустили на экраны!
А что же Татьяна Федотова, Гюльчатай из Весьегонского района? Роль Гюльчатай стала для неё первой и последней работой в кино. После съемок она вернулась в Ленинград, окончила балетное училище, поступила работать в танцевальный ансамбль Ленконцерта. Там встретила своего будущего мужа композитора Геннадия Кузьмина, вышла замуж, в семье родились двое детей, Сережа и Машенька. В кино Федотова больше не снималась, хотя ее несколько лет приглашали, обещая головокружительную карьеру. Но для нее важнее оказалась семья и дети, и она ни разу не пожалела о своем решении.
Не так давно журналисты разыскали Татьяну Федотову. Будучи уже на пенсии, женщина четыре года проработала уборщицей в Русском музее, причем руководство музея даже не поверило, что скромная пожилая женщина, которая каждое утро моет полы, и есть та самая Гюльчатай из «Белого солнца пустыни». На вопросы о несостоявшейся карьере в кино Татьяна Федотова ответила, что слава убивает душу человеческую, а актеры быстро увядают: «Была красота – и нет ее, была слава – и ничего от нее не осталось. Люди поднимают человека, а потом они же и опускают его, и он становится одиноким».
Владислав ТОЛСТОВ