Этот уникальный корабль, по идее, должен был бы находиться в Твери. Знаменитая галера «Тверь», построенная специально для путешествия императрицы Екатерины Великой по Волге и даже увековеченная в гербе Костромы, после окончания путешествия оказалась в Казани. Не так давно журналисты газеты «Казанский репортер» раскопали историю, как казанские музейщики много лет пытались спасти уникальный шедевр отечественного судостроения и чем это закончилось. История не столько криминальная (хотя признаки преступления в ней есть – халатность, например), сколько печальная…
Но сначала немного расскажем о самом путешествии и что это была за галера такая. В 1767 году императрица Екатерина II со своей свитой отправилась в путешествие из Твери вниз по Волге до Симбирска. Специально для путешествия были построены четыре галеры (строились они в Твери, на местной верфи) — «Волга», «Ярославль», «Казань» и «Тверь». На последней путешествовала сама Екатерина II. Самую большую остановку «царская флотилия» сделала в Казани, на пять дней, и здесь императрице и ее свите оказали поистине царский прием. Своими восторженными впечатлениями от Казани и ее жителей императрица поделилась в письмах, а в знак благодарности распорядилась оставить все корабли флотилии после окончания путешествия в Казани – на память.
Из четырех оставленных галер три постепенно пришли в ветхость. Галеры хранились на берегу, осенью их сек дождь, зимой деревянные корпуса кораблей подвергались воздействию снега и мороза. Кроме того, никакой охраны у трех галер не было, и местные жители постепенно разобрали их корпуса на дрова. А в 1804 году казанский магистрат распорядился разобрать эти корабли, чтобы они не причиняли вреда, хотя разбирать там, по сути, было уже нечего.
Совсем другое дело – «Тверь». Ее называли шедевром кораблестроения. Тверской историк Вячеслав Савельев в книге «Преображение пространства» описывает ее так: «Флагманская галера вмещала полный апартамент с гостиной, где государыня обедала с двенадцатью лицами свиты без всякой тесноты». Кроме того, кормовая надстройка судна была щедро украшена резьбой, как и нос галеры. О комфортабельности галеры красноречиво говорят слова датского посланника Ассебурга, отмечавшего, что там «нет недостатка ни в одном из удобств, которые можно иметь в столице».
Галеру «Тверь», в отличие от остальных кораблей «царской флотилии», и охраняли, и регулярно смолили, и вообще казанцы, надо полагать, гордились тем, что в их городе можно увидеть легендарную галеру, на которой Екатерина Великая путешествовала по Волге (а потом сама же эту галеру и подарила Казани). Благодаря хорошо организованному уходу галера «Тверь» дожила до советских времен, причем корпус и снасти галеры находились в высокой степени сохранности.
Все изменилось после прихода советской власти. Сохранять в качестве памятника галеру, на которой когда-то императрица путешествовала по Волге, власти Казани не стали – они считали, что теперь новой социалистической Казани нужны совсем другие памятники, монументы и достопримечательности. Поэтому галеру «Тверь» перевезли в Кзылармейскую слободу, где традиционно хранились разные списанные корабли, и поместили в один из павильонов. И постепенно о ней забыли – хватало у городских властей других забот.
А потом была Великая Отечественная, потом – послевоенное восстановление. Впервые о галере «Тверь» вспомнили через четыре года после окончания войны. 9 февраля 1949 года в газете «Красная Татария» вышла статья Х. Гимади и В. Мартынова «Беречь памятники культуры», где авторы рассказали о многих казанских памятниках старины, которые нуждаются в реставрации. Несколько строк удостоилась и галера «Тверь»: «Уникальным памятником волжского судостроения XVIII века является галера «Тверь», хранящаяся в Кзылармейской слободе. Судно это находится в ведении государственного музея Татарской АССР». Журналисты обратили внимание, что состояние галеры далеко от идеального. В павильоне, куда заключена галера, выбита оконные стекла. Корпус галеры разрушается древесными вредителями. Нужны безотлагательные реставрационные мероприятия, которые восстановили бы сохранность уникального исторического памятника, писали журналисты.
В музее статью приняли близко к сердцу. И уже на следующий день в редакцию газеты ушел официальный ответ: «9 февраля 1949 года в газете была помещена заметка о памятнике старины, галере «Тверь». Сообщаю по существу: галера «Тверь» реставрировалась в последний раз в 1920-е годы, с тех пор средств на ее реставрацию не отпускалось, хотя музей неоднократно обращался с ходатайством об этом». В ответе также сообщалось, что памятник неотвратимо разрушается, что «начался грабеж» (то есть в неохраняемый павильон проникали воры, которые снимали с галеры какие-то ценные элементы декора). И главное: за год до этого, в 1948 году, руководство музея обратилось в ленинградский Музей военно-морского флота с просьбой провести реставрацию за счет собственных средств и принять галеру на баланс. Речь шла о сумме немалой для того времени – 250-300 тысяч рублей. Однако ленинградские музейщики ответили, что после блокады, после войны они заняты восстановлением собственных музейных экспозиций, и лишних средств в их бюджете нет. Тем более на восстановление какой-то галеры, не имеющей никакого отношения ни к военно-морскому флоту, ни к Ленинграду.
На заметку о состоянии исторического памятника отреагировали власти. Но в послевоенном бюджете хронически не хватало средств: на реставрационные работы в 1949 году было выделено всего 100 тыс. руб. – это на все музеи на территории Татарской АССР! Понятно, что никаких перспектив получить дополнительные средства на восстановление галеры «Тверь» в ближайшие годы не было. Хотя кое-что все-таки сделали. Старый павильон, в котором содержалась галера, обили железом, починили протекавшую крышу. Этого, впрочем, было недостаточно, нужно было больше железа, чтобы закрыть все дырки в крыше, и еще выделить олифу для реставрации корпуса самой галеры. Прокрасить олифой галеру, чтобы вытравить древесных жуков и вывести грибок.
Однако дополнительные фонды на олифу и железо музею после долгой переписки так и не выделили. Руководство музея, впрочем, добилось, чтобы музею выделили двух охранников, которые могли бы дежурить возле павильона с галерой «Тверь» и соседнего павильона, где хранился еще один исторический корабль – «Болгарам». Эксперты музея провели осмотр галеры «Тверь» и выяснили, что большинство резных украшений с бортов и носа корабля уже срезали, утащили.
Казанские архитекторы между тем добивались, чтобы средства, предназначенные для реставрационных работ, выделялись в первую очередь памятникам архитектуры –например, уникальной деревянной церкви XVI века в Свияжске (ее удалось восстановить и сохранить уже в наше время). Мол, зачем нам какая-то галера, которая к тому же уже много лет хранится в отдаленном павильоне и не является предметом музейной экспозиции. И вообще, почему галера находится на балансе музея? Если это водное судно, ее надо передать по принадлежности, в Министерство речного флота.
Вся эта переписка между разными ведомствами тянулась несколько лет. Музею удавалось выбить из чиновников какие-то небольшие средства для реставрации галеры «Тверь», но все это были крохи. Уже в 1953 году директор музея Дьяконов просил пригласить специалистов из Ленинграда, чтобы провести технический осмотр галеры и составить смету для реставрационных работ. Ему опять ответили, что денег нет.
Вся эта волокита тянулась годами! А между тем павильон, в котором хранилась галера, ветшал, а еще из экономии средств сократили ночных охранников. Сохранились документы, что в конце 1955 года, совершенно отчаявшись, директор музея за копейки нанял присматривать за галерой пенсионерку Захарову, пожилую женщину, которая жила неподалеку. Понятно, что никакой нормальной охраны она обеспечить не могла.
А все закончилось в октябре 1956 года, когда павильон, где хранилась галера «Тверь», загорелся. Пожарная команда прибыла быстро, но ее задачей было не столько спасение галеры, сколько не дать огню перекинуться на военные склады неподалеку. В течение часа павильон и галера сгорели практически дотла! Пожарная инспекция провела собственное расследование и установила, что сарай подожгли школьники, которые играли рядом. Когда павильон загорелся, они испугались и убежали, один из них оставил на месте пожара ремень, по которому и нашли поджигателей.
За пожар, уничтоживший уникальную галеру «Тверь», никого не наказали. Бесценный шедевр волжского судостроения с тех пор сохранился только на фотографиях. А совсем недавно в Казани поставили памятник галере «Тверь»!
Владислав ТОЛСТОВ
Читайте также: