Сегодня у нас необычный выпуск рубрики, посвященной криминальной истории нашего края. Обычно мы рассказываем в ней о преступлениях, которые совершались в прошлые эпохи, но относительно недавние – сто, сто пятьдесят лет назад.
А вот если вспомнить совсем древнюю историю, заглянуть на семь веков назад? И окажется, что убийство Михаила Тверского, который впоследствии был причислен к лику святых и стал равноапостольным, небесным покровителем Твери, – это ведь тоже в правовом поле той эпохи наказание за преступление! Все мы знаем, что Михаил Тверской окончил свои дни в Золотой Орде, куда отправился по приказанию хана Узбека. Менее известно, что судебный процесс над тверским князем стал ПЕРВЫМ судебным процессом в ордынской истории! До этого русских князей, чем-то провинившихся перед ханским престолом, вызывали в Орду и убивали «по обычаям», а вот Михаила Тверского судили по новому делопроизводству. Сведения об этом процессе мы нашли в книге о герое нашей средневековой истории, написанной московским историком Николаем Борисовым (недавно книга была переиздана издательством).
Судебное право монголов было основано на так называемой Великой Ясе – своде законов и правил, которые монголы, как считается, заимствовали в Иране, где любили проводить сложные судебные процессы с изощренным делопроизводством. Великая Яса предполагала чрезвычайно жесткие наказания за правонарушения: например, человеку, который угнал чужую лошадь, следовало вернуть ее, а также отдать пострадавшему десять скакунов. Причем если у него не было такой возможности, все члены семьи незадачливого конокрада забирались в рабство семьей пострадавшего. Если же и семьи не было, виновного полагалось «зарезать как барана».
Смертной казнью наказывались проступки, которые сегодня сложно воспринимать как правонарушения! Например, если кто-то прыгнул через огонь, обеденный ковер, чашку, подлежал смерти. То же происходило, если путник возвращался домой той же дорогой, по которой приехал; совершенно точно смерть грозила тем, кого заподозрили в занятиях колдовством или супружеских изменах. Смертной казнью наказывали послов-самозванцев или купцов, которые говорили, будто они присланы правителями земель, из которых они приехали. Смертная казнь грозила тому, кого заставали на месте преступления во время кражи. Такое же наказание ждало и признавшегося в ее совершении. В редких случаях казнь могли заменить тяжелыми телесными побоями, когда приговоренному назначали, например, сто ударов палками. Преступнику надевали на голову мешок, а каждый участник судебного процесса должен был нанести определенное количество ударов – это делали для того, чтобы избежать мести со стороны преступника.
Но самые суровые наказания по Великой Ясе полагались за военные преступления. Карались любые преступления, включая бегство с поля боя или несправедливость при разделе военной добычи. Вот и Михаила Тверского приговорили к казни за преступление, связанное с военными событиями. Князь стал жертвой междоусобной борьбы и политических интриг своего родственника – Юрия Даниловича Московского. Поводом для разногласий был ярлык на Великое княжество Владимирское. В 1317 году московская рать отправилась против Твери, но близ деревни Бартенево была наголову разбита войском Михаила Тверского. Причем московскому князю Юрию Даниловичу пришлось бежать с поля боя, чтобы спастись! Но он оставил в своем лагере весь обоз, в том числе своих слуг, женщин, свиту. Среди которых – свою жену Агафью. Эта женщина была родной сестрой хана Узбека, властителя Золотой Орды. И находясь в плену у тверского князя, она умерла. До сих пор так и неизвестно, что стало причиной ее смерти – возможно, Агафью отравили, возможно, она стала жертвой какой-то болезни, а может, просто скончалась от горя и переживаний.
Однако смерть высокопоставленной пленницы, за которой, получается, несли ответственность люди Михаила Тверского, стала поводом для самого сурового обвинения. С точки зрения Великой Ясы, по действовавшим тогда законам Михаил Тверской совершил тяжкое преступление! Оба князя – и Михаил Тверской, и Юрий Московский – устремились в Орду за поддержкой великого хана. Но Михаил сделал ошибку, он решил прибыть в Орду с богатыми дарами и потратил несколько дней на то, чтобы собрать большой, как сказали бы сейчас, «подгон». За это время Юрий уже прибыл в Орду и рассказал хану Узбеку свою версию происходящего. Поэтому когда приехал Михаил, его уже ничего не могло спасти. По решению ханского суда князя заключили в колоду, то есть сорвали с него все княжеское облачение и переодели в простую рубаху. По прибытии в Орду к Михаилу приставили татарского чиновника в качестве охранника и сопровождающего (по-русски «пристава»). Этот человек не просто все время находился рядом с Михаилом, но даже пробовал подаваемые ему еду и питье, чтобы никто не вздумал отравить тверского князя до вынесения приговора суда.
Сам Юрий Московский, поскольку являлся лицом заинтересованным, не мог выдвигать обвинения против Михаила Тверского, поэтому главным обвинителем в суде против Михаила Тверского выступил татарский вельможа Кавгадый, который также участвовал в бесславном походе против тверской рати и в Бортеневской сечи. По совету Кавгадыя Юрий взял с собой множество князей и бояр, которые выступали свидетелями обвинения. Решающую роль на суде играл Кавгадый, бывший одновременно обвинителем и судьей. На следующем заседании, состоявшемся через неделю, Михаилу зачитали пункты обвинения: удержание для себя дани, борьба с татарскими посланниками и доведение до смерти жены Юрия, татарской принцессы Кончаки (так ее называют в судебных документах, имя Агафья она приняла после женитьбы и перехода в православие).
Слушание дела растянулось на многие недели. Михаила били, но в цепи не заковывали. Вместо этого на его шею надели тяжелые колодки, которые не снимали двадцать четыре дня. Один раз Михаила выставили на рыночной площади для всеобщего обозрения и несколько раз всенародно зачитывали статьи обвинения. Еще через некоторое время на той же площади была совершена казнь. Она состоялась 22 ноября 1318 года. Перед приведением приговора в исполнение ему дали возможность проститься со своим окружением и выслушать напутствия христианского духовника. Палачи оттеснили от места казни сбежавшийся народ, воткнули приговоренному нож между ребер и вырезали ему сердце. Сохранилось описание казни, составленное одним из очевидцев. В кибитку к Михаилу Тверскому ворвались люди Юрия Даниловича. Увидели они там человека, стоявшего на коленях и молившегося. Убийцы схватили Михаила за деревянную колоду, находившуюся на его шее, и ударили князя. Михаил успел вскочить с колен, но ворвавшиеся стали избивать его и пинать ногами. Некий Иванец схватил князя за уши и бил его головой о землю, а затем некий Романец, вооруженный большим ножом, ударил Михаила в ребра, в правый бок, и всаживал нож в бок князя несколько раз.
Князь Московский Юрий хотел, чтобы тело Михаила осталось лежать на площади, но этому воспротивился Кавгадый. Труп казненного положили на телегу и окольными путями отправили на родину в Тверь. Процессия добиралась до Твери больше года! Лишь спустя год гроб с телом Михаила Тверского привезли в Тверь – этому предшествовал договор между Юрием Даниловичем и сыном Михаила Александром Тверским. Князя похоронили в Спасо-Преображенском соборе на берегу Волги. Церковь чтит Михаила Тверского как святого мученика, принявшего страшную смерть.
Это описание монгольского судебного производства, которое не отличалось объективностью, взято из русских летописей и составлено на основании свидетельств очевидцев. Поэтому оно заслуживает доверия. Немало русских князей сложили свои головы в Золотой Орде, когда отправлялись на поклон к великому хану и его приближенным. Причем часто эти казни происходили в результате междоусобной борьбы за те или иные уделы – по наветам соперничающих семей, представители которых приходились друг другу родственниками. Борьба за власть и влияние делали их непримиримыми врагами.
Ведь и суд над Михаилом Тверским, и его казнь также имели политическую подоплеку. Младший брат московского князя Иван Калита впоследствии добился, чтобы были казнены и сын, и внук Михаила Тверского, наследники его престола – Александр Михайлович и сын его Федор. Так, через интриги в Золотой Орде верховная власть на Руси перешла от Твери к Москве. И как ни парадоксально это звучит, большинство историков считают, что нашествие татаро-монголов повлияло на становление российской государственности. Раздробленные удельные княжества, в конце концов, осознали необходимость объединения, чтобы успешно противостоять захватчикам.
Владислав ТОЛСТОВ