«Легенды и мифы Древней Греции» — скорее всего, вы читали эту книгу. И не только вы: эту книгу читали несколько поколений советских детей, и даже дети дореволюционной России.
Первое ее издание вышло аж в 1914 году! И сегодняшние дети тоже знают «Легенды и мифы Древней Греции», книга по-прежнему популярна и постоянно переиздается. Мы специально заглянули в парочку книжных интернет-магазинов и обнаружили там массовые издания этой книги, датированные 2023 годом. То есть книга стала не просто бестселлером, а больше ста лет сопровождает школьников, интересующихся древней историей и мифологией. Она действительно очень хорошо написана. Правда, мало кто помнит имя автора – его звали Николай Кун. И еще меньше людей знают, что эта книга сочинялась и писалась в Твери, о чем сам автор много раз упоминал. Так кто же такой был этот Николай Кун?
В 1914 году в книжном товариществе Сытиных вышла небольшая книга под названием «Что рассказывали древние греки и римляне о своих богах и героях». Книга почти сразу стала невероятно популярной. Сюжеты из древнегреческой мифологии, пересказанные простым, доступным и увлекательным языком, пленили воображение многих школьников. Только благодаря этой книге в России стали так популярны имена и сюжеты из античной мифологии. В нашу жизнь вошли аргонавты, Медея, Геракл с его двенадцатью подвигами и множество деятелей древнегреческой истории — политической, социальной, культурной, о которых раньше знали или специалисты-историки, или исследователи фольклора. Выросшим на книге Николая Куна не надо объяснять, почему скандальную женщину называют Медузой Горгоной, а придорожное кафе — «Элладой».
Николай Альбертович Кун — типичный, даже, можно сказать, архетипичный просветитель-интеллигент начала XX века. Он родился в Москве в 1877 году, вырос в интеллигентной семье. Его отец, Альберт Францевич, был человек образованный, увлекался наукой, хорошо знал русскую культуру, имел немецкие и англо-шотландские корни. Мать, Антонина Николаевна, — из дворянского рода Игнатьевых, была способной пианисткой, ученицей Рубинштейна и Чайковского.
Николай Кун с детства мечтал стать историком и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Молодого талантливого студента хотели оставить при университете, прочили ему серьезную научную карьеру, но тут вмешалась политика. В 1904 году, во время массовых беспорядков в Москве (в учебники эти события потом войдут под названием первой русской революции), молодой выпускник университета Кун принимал активное участие в митингах и шествиях студенческой молодежи. Его «срисовали» агенты охранки, после чего передали досье в полицию. Ни о какой научной карьере теперь не приходилось и говорить. Молодого Николая Куна арестовали, следствие и суд признали его причастным к организации «противоправных беспорядков», и теперь ему грозила высылка.
Сегодня об этом мало кто помнит, но в начале ХХ века Тверь была местом ссылки. Вернее, так называемой ближней высылки, куда отправляли людей, которые оказались причастными к каким-то политическим противоправительственным выступлениям, но, как говорится, не успели ничего серьезного натворить. В тверских архивах сохранилось немало упоминаний о молодых людях, которые проживали в Твери на правах «ближнессыльных». Собственно, вся ссылка заключалась в запрете какое-то время посещать Москву и Петербург. В остальном «ближнессыльные» не были ущемлены в правах. Они могли путешествовать, учиться, работать. Среди «ближнессыльных» было немало культурных интеллигентных юношей и девушек, которых охотно принимали на работу тверские конторы.
Так, в 1905 году в Тверской женской учительской семинарии имени Максимовича появился новый преподаватель истории – Николай Кун. Николай Альбертович так понравился руководству семинарии, что ему даже организовали научную командировку в Берлин! Там он учился у знаменитого профессора Майера и часто посещал берлинские музеи.
Охотнее всего он бывал в музее народоведения, где экскурсоводы интересно рассказывали сюжеты из древнегерманской истории. Николаю Куну нравились эти рассказы, и он подумал, что неплохо бы подготовить курс популярных лекций, но взять за основу мифы и легенды Древней Греции. К тому времени не существовало ни одного научно-популярного труда на эту тему – только академические фолианты знаменитых историков. С этой мыслью он и вернулся в Тверь.
В 1906 году срок ссылки закончился, но Николай Кун решил какое-то время пожить в Твери. Тем более ему предложили занять должность председателя совета Тверского частного реального училища. А в 1907 году в Твери на средства купцов Коняевых открыли так называемый народный университет, где местные преподаватели и профессора читали бесплатные лекции для всех желающих. И вот Николай Кун стал читать лекции по истории культуры. На эти лекции, как вспоминают современники, собирались сотни людей! Кун был выдающимся лектором. Рассказывая, например, о битве Тесея с Медузой Горгоной, он вскакивал и с размаху рассекал воздух рукой, изображая героя, срубающего голову Горгоне.
Собственно, тогда и пришла идея превратить курс лекций в книгу. Сегодня можно только удивляться, как это в дореволюционной России, где древнегреческий и латынь входили в обязательную программу даже начального обучения, не было популярной книжки о древнегреческих богах, мифах и героях. Были академические издания, была довольно противная мода на «античность», выражавшаяся в популярности определенных причесок, имен и сюжетов, но книги, которую бы понял каждый школьник, не было.
И написал ее именно Николай Кун. Причем сделал это, когда жил в Твери, на основе лекций, которые читал в «народном университете». Сам он потом признавался, что совершенно не предполагал, что книга будет пользоваться успехом. Как всякий хороший педагог, Николай Кун понимал, что мифы, легенды, древние герои, античный эпос – это то, что хорошо поймет и крестьянин, и чиновник, и гимназист. А как великолепный лектор умел в довольно сложных и запутанных сюжетах их древнегреческой истории вычленить самое главное, представить, например, поход аргонавтов или историю осады Трои как сжатое, емкое, невероятно увлекательное повествование.
Первое издание книги вышло, как уже говорилось выше, в 1914 году, незадолго до Первой мировой войны. Сам Николай Кун к тому времени уже вернулся в Москву. Он читал лекции слушательницам Высших женских педагогических курсов. Но когда вышла книга, из «просто Николая Куна, хорошего лектора» он немедленно превратился в «того самого Куна, который написал книгу про древнегреческие мифы». Даже сегодня, читая «Легенды и мифы Древней Греции», невозможно противостоять невероятному, неиссякаемому обаянию этой книги. Вот уж действительно – книга на века! И сколько бы после Куна ни написали книг о древней истории (а их издается немало – например, известный британский актер и писатель Стивен Фрай написал целых три тома о мифах Древней Греции), книга Николая Куна, которая родилась в Твери, останется главным образцом, шедевром научно-популярной литературы.
Что можно сказать о дальнейшей жизни Николая Куна? Мы, к сожалению, не знаем, приезжал ли он в Тверь в последующие годы. После революции и до самой смерти (его не стало в 1940 году) Николай Кун продолжал работать в разных высших учебных заведениях. В том числе какое-то время поработал и в Московском университете, откуда когда-то его сослали в «ближнюю ссылку» в Тверь, и эта ссылка одарила нас замечательной книгой. До последних дней жизни Николай Кун вел активную просветительскую работу, читал лекции в музеях, на вокзалах, в воинских частях, в школах. Даже скончался он перед чтением своего доклада о религиозных культах Древней Греции. Похоронен на Черкизовском кладбище. Здесь же упокоились его дети: Антонина, в возрасте 14 лет утонувшая в реке, Евгения, которую унес туберкулез, Ипполит, скончавшийся от травмы. Самый младший сын Куна, тоже Николай Кун, в 1942 году погиб в боях за Ленинград.
Известно, что женой Николая Куна была Елена Роупер, девушка из многодетной семьи – она была двенадцатым ребенком в семье. Елена Францевна происходила из семьи обрусевших англичан, принадлежавших к англиканской церкви. Известно, что ее родители были против брака с Николаем Куном и пригрозили ей лишением наследства. Перед бракосочетанием Елена Францевна перешла из англиканской церкви в православие, и на следующий день после тайного венчания молодые супруги вместе написали отказ от наследства. Она пережила мужа на 25 лет, и все эти годы заботилась о творческом и просветительском наследии Николая Куна. Кстати, кроме «Легенд и мифов Древней Греции» Николай Кун написал и издал еще несколько книг – например, ему принадлежит первый в российской истории сборник цыганских мифов и сказок. Однако сегодня самой известной его книгой по-прежнему остаются «Легенды и мифы Древней Греции».
Владислав ТОЛСТОВ
Читайте также: