В этом году отмечается 210-летие со дня рождения Михаила Бакунина, политического деятеля, мыслителя, революционера, создателя анархизма как политического движения.
Хотя, строго говоря, Бакунин в политической энциклопедии назван основателем одного из течений политического анархизма – так называемого социального или революционного анархизма. Учение нашего земляка отличается от анархо-синдикализма, от умеренного анархизма британского происхождения. Но за последние 150 лет трудно найти европейского мыслителя, который не ощутил бы на себе влияние идей Бакунина, не обращался к его трудам, как минимум – не вступал бы с ним в полемику, даже заочную. Лев Толстой, Ленин, Ганди, Черчилль, Победоносцев, Бердяев – все они так или иначе пережили своеобразное «очарование» бакунинского гения. Так что невозможно вычеркнуть Михаила Александровича из списка людей, чьи идеи изменили человеческую историю. Для анархистов всего мира, считающих Бакунина своим идейным отцом и вдохновителем, Бакунин – незыблемый авторитет. Каждый год явочным порядком они собираются в Прямухино.
Михаил Бакунин родился в родовом тверском имении Прямухино в семье Александра Михайловича Бакунина и Варвары Александровны, урожденной Муравьевой. Тогда Прямухино входило в состав Новоторжского уезда, сегодня это территория Кувшиновского муниципального округа Тверской области. Его отец в свое время окончил Падуанский университет в Италии, долго служил атташе при российской дипломатической миссии во Флоренции. До 14 лет Михаил вместе с братьями и сестрами получал домашнее образование, основанное на идеях французского просветителя Жан-Жака Руссо, призывавшего сочетать в образовании детей в равных пропорциях естественные науки и искусство, чтобы в будущем ребенок мог стать полноценной гармонической личностью.
В 1828 г. по настоянию отца будущий «апостол анархизма» поступил в Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, в котором дослужился до звания прапорщика. Однако за грубость, допущенную молодым офицером в отношении начальства, его отправили в одну из армейских бригад, расквартированных на западных окраинах Российской империи.
Армейская жизнь с ее регламентированным порядком и повседневной рутиной быстро наскучила Бакунину, и в возрасте 22 лет он покинул военную службу. Однако сделать это было непросто, и Бакунин вернулся в Прямухино и «сказался тяжело больным». Целый год он жил в родительском имении, изображая безнадежно больного человека, в чем убедил даже родителей! Но как только был получен «белый билет», долгожданная отставка из армии, Бакунин немедленно «выздоровел» и решил отправиться в Европу.
Однако денег на поездку в Европу отец не дал, и Михаил поехал в Москву. Там он познакомился с Николаем Станкевичем, который вел свой кружок, где собирались молодые люди и обсуждали разные политические идеи. Считается, что именно там молодой Бакунин увлекся политической философией. Наибольшее влияние на него оказали философские идеи Гегеля (которого Бакунин, прекрасно образованный, читал в оригинале, на немецком языке). В 1840 году Бакунин, заработав деньги лекциями и заняв у богатых друзей, все же отправляется в Европу.
Это были 1840-е годы, когда многие европейские страны, как писали тогда, были «беременны революциями». Страстный, образованный, пылкий русский философ Бакунин с головой бросился в омут революционных и политических движений. Изучив идеи европейских социалистов, Бакунин пришел к выводу, что единственным разрешением противоречия между действительностью и идеями является их активное внедрение в жизнь. Либо в форме оппозиционной борьбы, либо – с оружием в руках на революционных баррикадах! Своеобразным плодом этих размышлений стала его статья «Реакция в Германии» (1842 г.), вышедшая под псевдонимом Жюль Элизар, в которой он призывал к кардинальным революционным преобразованиям, способным привести к освобождению личности человека от пут окружающего мира. Первые публикации Бакунина в европейской печати сделали его политически значимой фигурой.
В феврале 1848 г. в Париже началась революция, которая, словно пожар, стремительно охватила многие страны Европы. Бакунин не мог не принять в ней самое деятельное участие. Итогом его пламенных речей стало поднятое в Праге восстание, жестоко подавленное австрийскими войсками. Через год он снова на баррикадах. На этот раз в Дрездене, где участвовал в восстании против саксонского курфюрста вместе с будущим композитором Рихардом Вагнером. После поражения восставших Бакунин был заключен в крепость Кенигштейн, откуда был передан австрийским властям, заключившим его в крепость Ольмюц как особо опасного преступника. В 1852 году Австрия выдала его России, после чего революционер был заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. За время заточения в Петропавловской крепости Бакуниным специально для императора Николая I была написана «Исповедь», в которой изложен взгляд революционера на европейское освободительное движение и славянский вопрос. Вместе с этим в данной работе Бакунин впервые сформулировал свое жизненное кредо: «Искать своего счастья в чужом счастье, своего собственного достоинства – в достоинстве всех меня окружающих, быть свободным в свободе других – вот моя вера, стремление всей моей жизни». В 1854 г. в связи с угрозой нападения англо-французской эскадры на Санкт-Петербург Бакунин был переведен в Шлиссельбургскую крепость, заключение в которой, по настоянию его родных, было заменено на ссылку в Сибирь, из которой в 1861 г. он совершил побег через Японию и США в Европу.
В августе 1874 г. Бакунин совершил последнюю и вновь неудачную попытку принять участие в восстании в Болонье, которое он хотел превратить в начало всеобщей революции в Европе. Однако оно вскоре было подавлено, и Бакунину, переодетому в облачение сельского священника, пришлось срочно покинуть Италию.
Последние годы жизни М.А. Бакунин вместе с семьей провел в бедности в швейцарском городе Лугано. В июне 1876 года он заболел и в скором времени скончался в местной больнице для рабочих. Похоронили его в столице Швейцарии Берне. Оставшееся от него рукописное наследие хранится во многих странах мира, в том числе и в России, в собраниях документов архивов и библиотек Санкт-Петербурга и Москвы.
Не так давно в Тверь на книжный фестиваль «Тверской переплет» приезжал Сергей Петров, автор первой в XXI веке биографии великого анархиста, которая так и называется – «Бакунин. Первый панк Европы». Петров побывал в Прямухино и на встрече с читателями говорил, что Бакунина нельзя считать «только» анархистом. Он был именно «панком Европы»: ниспровергателем существующих порядков, революционером, протестующим против устоявшихся догм. Примечательно, что идеи Бакунина воплощались в жизнь уже в России. Князь Петр Кропоткин был «практикующим» анархистом, не говоря уже о знаменитом Несторе Махно. Но «главным анархистом», самой харизматичной фигурой в этом политическом движении остается именно Бакунин. Он как знамя, как икона, человек-символ. Именно Бакунин дал мощнейший толчок дальнейшему развитию политической мысли, анархистских идей, и неслучайно его до сих пор внимательно изучают и помнят – в Италии, Испании, Швейцарии…
При этом судить о Бакунине, опираясь только на воспоминания современников, политических противников (да и сторонников тоже), довольно опасно: уж слишком противоречивая фигура. Поразительно, сколько мифов придумано об этом человеке – едва ли не больше, чем строгих биографических фактов. Например, принято считать, что своего Базарова Иван Тургенев, часто гостивший в Прямухино (и даже влюбившийся в одну из сестер Бакунина), «писал» непосредственно с Бакунина. Впрочем, в нигилисте Базарове недостает известной бакунинской демоничности, его «воплощенной стихии огня», как назвал это Александр Блок (еще один убежденный поклонник Бакунина). А вот писатель Федор Достоевский своего Николая Ставрогина из «Бесов» придумал, скорее всего, после встреч и бесед с Бакуниным. Базаров и Ставрогин – одни из самых ярких, интересных, обсуждаемых персонажей русской классики. Каким же тогда, задумайтесь, должен был быть человек, вдохновивший их создателей?
Стоит открыть любую книгу Бакунина – и читателя захватит истинная страсть, гнев, вулканический темперамент, пафос мыслящего человека, желающего переделать весь мир и сделать это немедленно. Именно поэтому даже спустя много лет после смерти автора его идеи вызывают такие споры. Наверное, книги Бакунина никогда не перестанут читать молодые революционеры, покуда есть в мире государства и есть молодежь, желающая переделать этот мир.
Владислав ТОЛСТОВ
Читайте также: