Этот человек, Николай Шереметев, был одним из самых богатых помещиков в России 200 лет назад. В числе его владений значились и имения в Тверской губернии: большое село Молодой Туд в Ржевском уезде и село Сенчуково – в Старицком.
Не будем утверждать наверняка, но, кажется, ни в одном из них граф Шереметев ни разу не был. Почему же мы пишем о нем в рубрике, посвященной героям земли тверской? А вот почему: именно за счет доходов от тверских имений графа еще целых сто лет после его смерти содержалась знаменитая Шереметевская больница, первое благотворительное учреждение в Российской империи. Впрочем, все по порядку.
Николай Шереметев родился 28 июня (9 июля) 1751 года в Петербурге. Его дедом был прославленный фельдмаршал Петра I Борис Шереметев, а его отец Петр Борисович рос и воспитывался вместе с будущим государем Петром II. В результате женитьбы на княжне Черкасской, единственной дочери канцлера Российской империи, ему досталось огромное приданое (70 тыс. душ крестьян).
Род Шереметевых стал одним из самых богатых в России. Петр Шереметев был известен своими чудачествами, любовью к искусству и роскошному образу жизни. Его сын продолжил эту традицию. В детстве Николай был записан на военную службу, но предпочел заниматься искусствами. Шереметев был отличным музыкантом, причем универсалом, – играл на скрипке, виолончели, фортепиано и дирижировал оркестром. По поручению императора Павла его включали в состав российских делегаций, отправлявшихся с зарубежными визитами – чтобы молодой человек демонстрировал отменное воспитание и умение свободно музицировать на любых инструментах. Известна история, как во время одного из таких выступлений Шереметев вызвал восторг самого Моцарта! Граф служил директором Московского дворянского банка, сенатором, директором императорских театров и Пажеского корпуса.
В отставку он вышел в 1800 году с довольно скромным титулом обер-гофмейстера. Но к тому времени Шереметев стал известен как покровитель искусств, не жалевший на свои увлечения никаких средств. Известно, что именно Николай Шереметев профинансировал строительство замечательных (частично сохранившихся до наших дней, частично реставрированных) архитектурных ансамблей Кусково и Марково, театр-дворец в Останкино, дома в Павловске и Гатчине, Фонтанный дом в Петербурге. Шереметев устроил первый в стране частный архитектурный конкурс проектов своего дома в Москве. Известен граф и в деле постройки церковных сооружений – церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, храма во имя Дмитрия Ростовского в Ростове Великом и других.
Но в первую очередь Николай Петрович прославился как театральный деятель. В Российской империи до отмены крепостного права действовали десятки крепостных театров. Значительная их часть была в Москве. Своими труппами и репертуаром прославились домашние театры графа Воронцова, князя Юсупова, промышленника Демидова, генерала Апраксина и т.д. Среди таких театров было и заведение Николая Шереметева. Его отец, Петр Борисович, богатейший землевладелец, создал Крепостной театр, а также балетную и живописную школы в 1760-х в усадьбе Кусково. Театр посещали Екатерина II, Павел I, польский король Станислав Понятовский, ведущие русские вельможи и сановники.
При графе Николае Шереметеве театр достиг новых высот. Унаследовав от отца огромное состояние (Николая Шереметева называли Крез младший, намекая на легендарного лидийского царя, прославившегося своим богатством), Шереметев не жалел денег на свое любимое дело. Для обучения актеров выписывали лучших русских и иностранных специалистов. Николай Петрович построил новое здание в Кусково, а в 1795 году возвел театр в другом подмосковном имении семьи – в Останкино. Архитектор Винченцо Бренна спроектировал театральный зал Останкинского дворца так, что после спектакля он мог меньше чем за час трансформироваться в бальный зал. Останкинский театр по своим акустическим качествам был лучшим залом Москвы. При открытии Останкинского театра была показана лирическая драма «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила», посвященная взятию русской армией Измаила в 1790 году. На премьеру были приглашены участники штурма.
Кроме того, граф сосредоточил в Останкино все художественные коллекции, ценности, собранные предшествующими поколениями Шереметевых. Обладая хорошим вкусом, Николай Шереметев продолжил это дело и стал одним из самых крупных и известных коллекционеров России. Он сделал многочисленные приобретения еще в молодости, во время заграничного путешествия. Тогда в Россию приходили целые транспорты с ценными произведениями. Не оставлял он это увлечение и впоследствии, став крупнейшим собирателем культурных ценностей (мраморные бюсты и статуи, копии античных произведений, картины, изделия из фарфора, бронзы, мебель, книги и многое другое) из рода Шереметевых. Только собрание живописи насчитывало около 400 работ, а коллекция фарфора – более 2 тыс. предметов. Особенно много произведений искусств было приобретено в 1790-е годы для дворца-театра в Останкино.
Для Николая Петровича театр был главным делом жизни. За два десятилетия было поставлено около сотни балетов, опер и комедий. Основной была комическая опера — Гретри, Монсиньи, Дуни, Далейрака, Фомина. Тогда предпочитали произведения итальянских и французских авторов. В театре существовала традиция присвоения артистам имен по названию драгоценных камней. Так, на сцене выступали: Гранатова (Шлыкова), Бирюзова (Урусова), Сердоликов (Деулин), Изумрудова (Буянова) и Жемчугова (Ковалева). Прасковья Ивановна (1768-1803), талант которой заметил граф и всячески его развивал, стала возлюбленной Шереметева. Это было делом обычным. Граф Шереметев в 1798 году дал девушке вольную и обвенчался с ней в 1801 году. При этом граф пытался оправдать свою женитьбу на бывшей крепостной и купил ей легенду о «происхождении» Прасковьи из рода обедневших польских шляхтичей Ковалевских.
Прасковья родила ему сына в феврале 1803 году и спустя три недели скончалась. После смерти любимой, выполняя ее волю, граф Николай Петрович посвятил оставшиеся годы благотворительности. Он пожертвовал часть своего капитала бедным. Одних только пенсий граф ежегодно раздавал до 260 тыс. рублей (огромная по тем временам сумма). Указом от 25 апреля 1803 года государь Александр I повелел вручить графу Николаю Петровичу в общем собрании Сената золотую медаль за бескорыстную помощь людям.
По решению Николая Шереметева начали возведение Странноприимного дома (богадельни). Над проектом здания работали известные архитекторы Елизвой Назаров и Джакомо Кваренги. Строительство вели более 15 лет, и здание открыли уже после смерти Шереметева в 1810 году. Странноприимный дом, рассчитанный на 50 больных и 25 девочек-сирот, стал одним из первых в России учреждений по оказанию медицинской помощи беднякам и для помощи сиротам и бездомным. Шереметевская больница стала шедевром русского классицизма рубежа XVIII – XIX вв.
Согласно уставу, туда принимались «совершенно бесплатно лица обоего пола и всякого звания, неимущие и увечные». К 1838 году в Странноприимном доме (Шереметевской больнице, как называли дом москвичи) было 140 призреваемых, в «холерные годы» число больных резко увеличивалось, для них строили специальные деревянные корпуса. В 1876 году при Странноприимном доме было открыто отделение для приходящих больных. В годы русско-японской и Первой мировой войн здесь находился лазарет. В 1919-м там была создана скорая городская помощь. Дом, основанный Николаем Шереметевым, существует и сейчас (Большая Сухаревская площадь, дом 3). В нем размещается НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского.
Николай Петрович Шереметев ушел из жизни в январе 1809 года. Он велел похоронить его в простом тесовом гробу, а средства, предназначавшиеся для богатых похорон, раздать нуждающимся. В своем завещании сыну граф написал, что в жизни у него было все: «…слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел я упокоения». Николай Петрович завещал не ослепляться «богатством и великолепием» и помнить о принадлежности «Богу, государю, Отечеству и обществу». Так как «жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба».
Самое интересное, что Шереметевская больница на протяжении более ста лет (до 1917 года, до революции) содержалась семьей Шереметевых за счет доходов с их тверских имений – села Молодой Туд в Ржевском уезде и села Сенчуково. Из доходов с этого имения следовало кормить и обихаживать призреваемых, помогать семьям, попавшим в беду, давать приданое бедным невестам. Приданое выделялось ежегодно 23 февраля, в годовщину смерти жены графа. Общая сумма, пожертвованная графом на Странноприимный дом, составила три миллиона рублей – это примерно 6 миллиардов сейчас.
Владислав ТОЛСТОВ